Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Авторизация --------------
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние новости ------
Последние добавления -
Экспорт новостей ---------
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Ремезов Павел
Ремезов Павел
Щербаков Борис
Щербаков Борис
Лазарев Александр младший
Лазарев Александр младший
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 

Мишулин Спартак

Основной раздел
 

Автор KOV, Включено 14-11-2008 14:48

Просмотры : 8970    

Одобрение : 413

Теги : путешествие», Самоубийца», компрометировать, невостребованным, Государственной, Крамнэгел», Мосфильма», аортокоронарное, монастырь», поприветствовал, просуществовать, психологическую, революции», художественного, Константиновна, артиллерийской, восстановление, накинули», ошеломительным, приданым», промышленности, художественной, Арчибальдович, Зритель”, Карлсон»,


Мишулин Спартак

Мишулин Спартак Васильевич  – народный артист России (1981), советский и российский актер театра и кино, родился 22 октября 1926 года в Москве в обеспеченной семье. Его мама, Мишулина Анна Васильевна, работала заместителем наркома промышленности и входила в круг партийной номенклатуры. Сына она родила в гражданском браке. Кто его настоящий отец, Спартак не знал, но догадывался, что им мог быть знаменитый писатель Александр Фадеев. Воспитывал Спартака его родной дядя - ректор академии общественных наук при ЦК партии, личный друг Суслова. Дядя, увлекавшийся древней историей, и предложил назвать племянника в честь знаменитого римского гладиатора.

Семья Мишулиных жила в самом центре Москвы - в двух шагах от улицы Горького, в Настасьинском переулке. С ранних лет Спартак мечтал стать артистом и нередко бегал в Детский театр, который располагался на Тверской. В 10 лет в жизни Спартака произошли серьезные перемены: его маму арестовали как «врага народа» и сослали в Ташкент. На некоторое время мальчик остался на попечении отчима, человека пьющего и нередко распускавшего в отношении Спартака кулаки. Непоседливый мальчишка нередко убегал из дома.

Когда началась война, семью Мишулиных эвакуировали в город Дзержинск под Горьким. Здесь он собрал компанию подростков (четыре мальчика и одна девочка), и они все вместе решили отправиться на фронт. Ехать решили через Москву. Билеты в столицу продавали лишь по паспортам с московской пропиской, но находчивый Спартак и здесь нашел выход из положения. Он стащил у мамы паспорт и вписал туда всех своих друзей, как ее детей. Купив билеты, Спартак вернул паспорт на место. Что было с мамой, когда она увидела в своем паспорте шестерых детей, - это уже отдельный разговор! До Москвы дети добрались благополучно, но, поскитавшись по военным эшелонам, стоявшим под Москвой, они вновь вернулись домой.

Но и этот побег был не последним. В очередной раз Спартак убежал в Москву, когда шел 1942 год. В Москве он встретил встретил плачущего курсанта специальной артиллерийской школы, который не хотел уезжать из Москвы. Спартак предложил поехать вместо него: они поменялись одеждой, и юноша отправился на вокзал. Там в спешке не стали разбираться, почему у него нет документов, и вскоре Спартак Мишулин оказался в Анжеро-Судженске Кемеровской области.

Учась в артиллерийской школе, он начал руководить художественной самодеятельностью. Еще он с 13 лет писал роман «Золотой гроб» о событиях революционной России. Чтобы быть более достоверным, мальчик попросил в библиотеке «Историю революции», но там ему отказали. Тогда он ночью выставил окно в библиотеке и… попался.  Спартака осудили за хулиганство, дав полтора года.

На зоне Спартак Мишулин попал под трактор, и, к счастью, выжил. Видя как тяжело зекам, он стал тайком привозить в бочках вместо воды зерно и раздавать его заключенным. Когда это выяснилось, Спартаку «накинули» его полтора года.

В середине 40-х Мишулин освободился. В Москву он решил не возвращаться, чтобы не компрометировать родственников. По совету одного из освободившихся вместе с ним зеков он отправился в деревню Брусово Тверской области, где стал работать в Доме культуры. Затем была работа на должности художественного руководителя Дома культуры в поселке Удомля Калининской области. Здесь Спартак организовал самодеятельный театр, в котором был сразу и автором, и режиссером, и актером.

В середине 50-х Спартака нашел его дядя. Вместе они отправились в Москву, где Мишулин предпринял попытку поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина, но с треском провалил экзамены. И все-таки встреча с дядей не прошла даром. Он, имея связи в театральных кругах, помог племяннику устроиться в труппу Калининского драмтеатра, где тот с успехом играл комедийные роли.

После нескольких лет работы Мишулин перешел в Омский драматический театр. Здесь он раскрылся с другой стороны, сыграв драматическую роль Сергея в «Иркутской истории» А. Арбузова и глубоко психологическую - Тузенбаха в «Трех сестрах» А. Чехова. За годы работы в Омске Спартак Мишулин написал около 60 песен (некоторые из них звучали в спектаклях театра), пьес и киносценариев.

В конце 50-х актер вновь вернулся в Калинин. С калининским театром он в 1960 году отправился на гастроли в Москву. В столице на талантливого актера обратили внимание. Последовали приглашения сразу от нескольких театров, и он решил остановить свой выбор на театре Сатиры. Мишулин быстро вписался в новый коллектив. Вскоре пришла и первая известность, которую ему принесли замечательно сыгранные роли в спектаклях театра.

Чуть позже последовал дебют на телеэкране. В январе 1966 года стартовал знаменитый «Кабачок "13 стульев"». Спартак появился в нем в образе Пана Директора и сразу же завоевал сердца миллионов телезрителей.

Еще более удачным для Мишулина стал 1968 год. Валентин Плучек решил поставить на сцене театра Сатиры новый спектакль «Малыш и Карлсон», в котором актер играл Карлсона. Успех спектакля был столь ошеломительным, что вскоре была осуществлена и его телевизионная постановка. Роль Карлсона на долгие годы стала визитной карточкой Спартака Мишулина. Более 30 лет он выходил на сцену в образе этого персонажа.

Тогда же, в конце 60-х, состоялся дебют Спартака Мишулина на киноэкране в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Мишулину пришлось скрывать свое участие в съемках, поскольку Валентин Плучек категорически запрещал своим актерам сниматься в кино. Это оказалось не так просто. К тому же для роли актеру пришлось обриться наголо. Чтобы Плучек ничего не заподозрил, Мишулин попросил гримеров, чтобы те сделали ему парик. Но шила в мешке не утаишь. Однажды актер повстречался с Плучеком перед входом в театр и поприветствовал его, сняв с головы кепку вместе с париком. Мишулину ничего не оставалось, как во всем честно признаться. Реакция режиссера оказалась неожиданной: узнав, что Мишулин  снимается у Владимира Мотыля, он расплылся в улыбке: «У него можно».

Рождалось «Белое солнце пустыни» в тяжелой и неравной борьбе с вышестоящими чиновниками. Гонения не прекратились и после выхода картины на экраны. А вот рядовой зритель принял фильм с огромным восторгом. Очень скоро картина стала культовой, а фразы из нее крылатыми.

Свою любовь Спартак Мишулин встретил, когда ему было уже 42 года. За его плечами были скоротечные романы, неудачный гражданский брак, а он так мечтал о настоящей семье. Однажды на съемках очередного выпуска «Кабачка "13 стульев"» он увидел симпатичную девушку, курящую в коридоре. Это была 27-летняя Валентина, монтажер программы «Время».  Два года они встречались, проверяя свои чувства, а в 1972 году сыграли свадьбу. В 54 года в семье Спартака Мишулина родилась дочь Карина (1981 г.р.). Валентина Константиновна рассказывает, что отец в ней просто души не чаял, как это часто бывает с поздними детьми. Впоследствии Карина стала актрисой и в 2002 году подарила отцу внучку Кристину.

В 70-е - 80-е годы актер продолжал много и плодотворно работать в театре Сатиры. Он неизменно блистал в роли Карлсона и играл еще во многих спектаклях. Кроме того, в 1988 году Мишулин дебютировал в качестве режиссера, поставив детский спектакль «Бочка меда» Л. Устинова, который впоследствии долго и с неизменным успехом шел на сцене Театра Сатиры.

В кино успехи были чуть скромнее, но и здесь он не оставался невостребованным, но, к сожалению, до уровня Саида по своей популярности ни одна из киноролей так и не дотянула.

Все стало меняться в начале 90-х. У Мишулина стали складываться натянутые отношения с Плучеком. Это привело к тому, что актер играл все меньше и меньше и лишь старые роли. В 1992 году вышел бенефис Мишулина «”Спартак” (Мишулин) - “Зритель” (сборная)», который имел неплохую прессу, но и он был в скором времени закрыт.

В кино в начале 90-х актер еще снимался, но эти работы ему вряд ли можно занести в актив. Вторая половина 90-х для Мишулина оказалась еще более тяжелой. К отсутствию ролей в театре и кино добавилась еще и огромная неприятность - у него сожгли дачу. На ее восстановление Мишулину пришлось потратить все свои сбережения. Для того чтобы как-то просуществовать актеру приходилось даже торговать водкой в палатке около «Мосфильма».

В начале нового века жизнь Спартака Мишулина начала налаживаться. Он вновь вернулся на сцену: играл все того же Карлсона, а также ездил с концертами по стране и работал в антрепризе. Но годы все же брали свое.

В 2005 году во время очередной профилактики врачи посоветовали Мишулину провести операцию на сердце - аортокоронарное шунтирование. Они утверждали, что все будет хорошо, и гарантия на успех составляет 99 процентов. Спартак Васильевич, всегда доверяющий врачам, согласился. После операции Мишулин прожил всего три дня: 17 июля 2005 года его не стало. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Он был самым лучшим в мире Карлсоном. Будучи народным артистом, он не гнушался выходить в детских спектаклях, напяливать на себя здоровенное пузо, потеть под гримом, в теплой одежде, летать на тросах под колосниками. Незабываемый Карлсон, Директор из знаменитого «Кабачка "13 стульев» и Саид из «Белого солнца пустыни» - это все Спартак Мишулин, беззаветно преданный театру и кино человек.

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Театральные работы:

Калининский драмтеатр:

«День чудесных обманов»

«Парень из нашего города»

«Свадьба с приданым» - Курочкин

«Свадебное путешествие» - Птицын

Омский драматический театр:

«Иркутская история» А. Арбузова - Сергей

«Три сестры» А.П. Чехова - Тузенбах

«На той стороне» - Денисов

«Клоп» по В.В. Маяковскому

Московский театр Сатиры (1961-2005):

«Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера - Скапен (1962)

«Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова - Остап Бендер (1962)

«Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского - Ладыгин, архитектор (1964)

«Баня» В.В. Маяковского (постановка Н. Петрова, В. Плучека и С. Юткевичем, сценическая редакция 1967 г. В. Плучека) - Режиссёр (1967)

«Интервенция» Л.И. Славина - Жув и Филька-анархист (1967)

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» по А. Линдгрен - Карлсон (1968)

«Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса и М. Червинского - Ветринский (1970)

«Обыкновенное чудо» Е. Шварца - Король (1971)

«Ревизор» Н.В. Гоголя - Лука Лукич Хлопов (1972)

«Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта - Повар (1972)

«Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина - Грабитель (1973)

«Ремонт» М. Рощина - Изобретатель (1975)

«Бег» М. Булгакова - Чарнота (1977)

«Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Пичем (1980)

«Самоубийца» Н. Эрдмана - Калабушкин (1982)

«Крамнэгел» П. Устинова - Крамнэгел (1983)

«Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная)», режиссёр А. Ширвиндт - Бенефис С.В. Мишулина (1992)

«Горячее сердце» А.Н. Островского - Хлынов (1992)

«Счастливцев - Несчастливцев» Г. Горина - Бораенко (1998)

«Неаполь - город миллионеров» Эдуардо де Филиппо - Джениаро (2000)

Московский Новый драматический театр:

«Малыш и Карлсон» (1996)

«Журден» по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» - Журден (1998)

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1969).

Заслуженный деятель культуры Польши (1975).

Народный артист России (1981).

Орден Почёта (1996).

Лауреат Государственной премии России (1998, за роль в фильме «Белое солнце пустыни»).

Лауреат премии имени И. Смоктуновского.

Лауреат премии имени братьев Люмьер.

Орден Дружбы (2002).

 

Фильмография:

Яблоко раздора (1962) роль: колхозный оркестрант-"тарелочник"

Интервью у весны (телеспектакль) (1962) роль: фельетонист Пётр (Пека) Аверин, сцена из спектакля «Фунт лиха»

Театральные встречи БДТ в Москве (телеспектакль) (1966) роль: Степан, сценка про суфлёра

В тринадцатом часу ночи (1968) главная роль: Леший

Кабачок "13 стульев" (телеспектакль) (1968-1981) главная роль: пан Директор

Белое солнце пустыни (1969) роль: Саид

Швейк во второй мировой войне (телеспектакль) (1969) роль: Балоун

Будет фильм! (документальный) (1969)

Денискины рассказы (1970) роль: ведущий на карнавале

В тридевятом царстве (1970) роль: новый премьер, главарь военной хунты

Достояние республики (1971) главная роль: Илья Спиридонович Тараканов, управляющий имения Тихвинских

Алло, Варшава! (1971) роль: Кашкин, телережиссёр

Женский монастырь (телеспектакль) (1971) роль: Антон Ладыгин

Когда море смеётся (телеспектакль)  (1971) роль: Филиппе Карера

Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (телеспектакль) (1971) главная роль: Карлсон

Карнавал (1972) роль: Аркадий, киллер

Нет дыма без огня (1972) главная роль: Гуммат 

Только ты (1972) роль: Яшка-Буксир, Яков Плутархович Наконечников, снабженец, моряк

Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974) роль: Музыкант без инструмента / Таксист / Прохожий

Кыш и Двапортфеля (1974) роль: Васин

Поцелуй Чаниты (1974) роль: префект полиции

Если это не любовь, то что же? (короткометражный) (1974)

Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) (1974) роль: грабитель

По страницам Сатирикона  2 (телеспектакль) (1974) роль: фокусник

Ау-у! (киноальманах) (1975) роль: Спартак Васильевич / Придворный, новелла «Что наша жизнь?!, или Что наша жизнь?!» (3-я)

Песни над облаками (1976) роль: Махмуд, брат Нафисат, ассистент гипнотезёра

Волшебный фонарь (телеспектакль) (1976) главная роль: Огюст Люмьер, Куплетист, Бродяга, Старая селянка

Таблетку под язык (телеспектакль) (1978) роль: Скоромный

Молодость, выпуск 1-й (киноальманах) (1978) новелла «Ангел мой»

Поездка через город (киноальманах) (1979) роль: Акоп Тигранович, начальник отдела, новелла «Любовь под псевдонимом»

У времени в плену (телеспектакль) (1980) роль: вожак анархистов

Три дня праздника (1981) роль: режиссёр

Аз и Ферт (телеспектакль) (1981) роль: Мордашов

Ревизор (телеспектакль) (1982) роль: Хлопов

Талисман (1983) роль: Владимир Петрович Капустин, директор мебельного магазина

Перикола (1984) главная роль: Дон Педро, правитель города

Осторожно - Василёк! (1985) роль: учитель физики

Золотая рыбка (телеспектакль) (1986) роли: гость "Золотой рыбки" / актер на сцене, 2-я серия

Хорошо сидим! (1986) роль: Толкач, сосед по купе, экспедитор по снабжению

Человек с бульвара Капуцинов (1987) роль: вождь индейцев

Прошедшее вернуть (1988) роль: начальник полиции Германии

Самоубийца (телеспектакль) (1989) роль: Александр Петрович Калабушкин

Частный детектив, или Операция Кооперация (1989) главная роль: Георгий Михайлович, отец Димы

Бабник (1990) роль: Григорий Александрович

Очарованный странник (1990) роль: цыган

Вербовщик (1991) роль: Григорий Степанович Логинов, парикмахер, он же беглый красноармеец Павлов

Тень, или Может быть, всё обойдётся (1991) роль: министр финансов

Чёртов пьяница (1991) главная роль: Степан Додонышкин, токарь

Щен из созвездия Гончих псов (1991) роль: директор магазина

Воздушные пираты (Украина) (1992) роль: шеф спецкоманды авиаагентства

Выстрел в гробу (Украина) (1992) главная роль: Булкин, полковник / "моргунист"

На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992) роль: cлуга Шейха

Бравые парни (Украина) (1993) главная роль: Казбек Памиров, майор

Нефертити (1993)

Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах (Украина) (1994) главная роль

Мастер и Маргарита (1994) роль: Арчибальд Арчибальдович

Кукольный дом (телеспектакль) (1994)

Бульварный роман (1995) роль: Мордка Палем

Дела смешные - дела семейные (1996)

Кафе "Клубничка" (1996) роль: Гамлет Самвелович, критик, редактор, 6-я, 30-я, 43-я, 80-я, 99-я, 100-я, 105-я, 133-я, 149-я и 151-я серии

Старые песни о главном  2 (телепрокт) (1997) роль: пан Директор

Бедная Саша (1997) роль: Корявый, вор в законе

Паранойя (1998)

Бременские музыканты и К (2000) роль: Гениальный Сыщик

Сыщики (2001) роль: Алим, фильм «Знак Иуды» (1-й)

Медики (2001) серия «Палата № 7» (6-я)

Сыщик с плохим характером (2001)

Андрюша (телеспектакль) (2001)

Если невеста ведьма (2002) главная роль

Чтобы помнили... (документальный) (2002) фильм «Юрий Волынцев» (84-й)

Чтобы помнили... (документальный) (2002) фильм «Роман Ткачук» (94-й)

Спасибо (2003) роль: Даритель

Курорт особого назначения (2003)

Козлёнок в молоке (2003) роль: Костожогов, поэт

Счастливцев - Несчастливцев (телеспектакль) (2003) роль: Бодаенко

Только ты (2004) эпизод

Не в деньгах счастье (2004) главная роль: Бланк 

Дружная семейка (2004) роль: конкурент Потыкаева по афёрам в супермакете, серии «Дорога в Эльдорадо» (61-я), «Дайджест» (68-я), «Дайджест» (70-я)

Ночной продавец (2005) роль: Покупатель

Как уходили кумиры (документальный) (2005-2006) архивные кадры

На реке Девице (2006) эпизод

Азирис Нуна (2006) роль: Сторож  

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Спартак Мишулин», архивные кадры

Тайны советского кино (документальный) (2010) фильм «Белое солнце пустыни», архивные кадры

 

Режиссер:

Кабачок "13 стульев" (телеспектакль) (1968-1981)

 

Озвучивание мультфильмов:

Волшебник Изумрудного города (1974) фильм «Королевство Бастинды» (4-й)

Кое-что о колесе (1975) читает текст

Робинзон Кузя (1978) персонаж: Кот

Алиса в Зазеркалье (1982) персонаж: Траляля

Весёлая карусель (1983) читает текст, фильм «И я бы мог...» (14-й)

Кто? (1986)

Приключения поросёнка Фунтика (1986-1988) персонаж: Cыщик Пинчер, фильмы «Неуловимый Фунтик» (1-й), «Фунтик и сыщики» (2-й), «Фунтик и старушка с усами» (3-й), «Фунтик в цирке» (4-й)

Исчезатель (1987) персонаж: полицейский Гопсток

Доверчивый Дракон (1988) персонаж: авиатор

Всех поймал (1989)

Новое платье короля (1990) персонаж: Портной

Жил отважный капитан (1992)

Незнайка и Баррабасс (2004)

 

 

Обновлён : 16-07-2017 18:50

Комментарии автора Комментарии пользователей Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи Читать дальше

Михалков Никита

Основной раздел
 

Автор KOV, Включено 14-11-2008 13:29

Просмотры : 8041    

Одобрение : 442

Теги : кинематографического, кинематографа», зарекомендовавшему, разрекламированный, Баскервилей», кинематографистов, политкорректность, продемонстрировал, экспериментальном, Отечеством», государственного, единомышленников, жизнерадостность, заморозили», короткометражный, принципиальность, профессиональный, свидетелей», смотритель», цирюльника», Государственной, Донателло», Мосфильма», Мосфильме», Сентиментальное,


Михалков Никита

Михалков Никита Сергеевич – народный артист РСФСР (1984), советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист, родился 21 октября 1945 года в Москве в семье знаменитого писателя Сергея Михалкова.

Род Михалковых уходит своими корнями в далекий XV век. Его основателем стал некий Михалка, чье имя положило начало новой фамилии. По одному из представителей династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее в черту города.

Отец Никиты Михалкова, Сергей Владимирович Михалков – выдающийся советский писатель, чьему перу принадлежит незабвенный «Дядя Степа» и множество других стихов для детей. Сергей Михалков является также и автором текста гимна Советского Союза. Прадед Никиты по материнской линии, Василий Суриков – выдающийся русский художник. Известным художником-живописцем был и дед – Петр Кончаловский. Его дочь Наталия Кончаловская, мама Никиты Михалкова – поэтесса и переводчица.

До четвертого класса Никита неплохо учился в 20-й спецшколе, но когда программа стала усложняться,  понял, что у него просто нет способностей к точным наукам. В результате  пришлось перейти учиться в обычную среднюю школу. Зато творческие способности у мальчика проявились уже в раннем возрасте. В 1956-1959 годах Никита учился в музыкальной школе, но мечтал он стать актером.

В 14 лет Никита Михалков впервые появился на киноэкране, сыграв эпизодическую роль в фильме Константина Воинова «Солнце светит всем». Затем последовали съемки в антирелигиозной драме Василия Ордынского «Тучи над Борском» (1960), а в 1961 году он сыграл свою первую большую роль в школьном фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша».

По окончании школы Михалков был зачислен в труппу Театра имени Станиславского, однако там для молодого и совершенно неопытного актера работы практически не было.

Своему первому успеху Никита Михалков в какой-то степени обязан старшему брату Андрею Михалкову-Кончаловскому. Это он «сосватал» его режиссеру Георгию Данелия в картину «Я шагаю по Москве».  Картина, снятая в жанре лирической комедии, вышла на экраны в период так называемой «оттепели» и удивительно точно передала дух того времени. Необыкновенная легкость и жизнерадостность, наполняющая фильм, стала залогом его успеха, в один миг принеся молодым актерам всесоюзную известность. А песня «Я иду, шагаю по Москве», исполненная Никитой Михалковым, стала настоящим символом того поколения.

В 1963 году Никита Михалков поступил на актерский факультет Театрального училища имени Щукина. Вместе с ним в «Щуку» поступила Анастасия Вертинская – восходящая звезда советского кинематографа, уже успевшая к тому времени стать знаменитой благодаря ролям в фильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Роман между этими двумя звездами привел в 1966 году к свадьбе, а спустя некоторое время у молодых супругов родился сын Степан. Их брак просуществовал неполных четыре года. У Никиты тогда сложилась определенная формула жены: она должна сидеть в усадьбе, рожать детей, варить варенье и ждать мужа. Анастасия теоретически была согласна с этой формулой, но сама под нее, увы, не подходила. Разойдясь с Никитой, она сохранила к нему уважение, никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца. Впоследствии Анастасия вышла второй раз замуж - за певца Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Этот опыт усилил неприязнь актрисы к браку, и замуж она больше не выходила.

Руководство Щукинского училища не поощряло съемки студентов в кино. Данный запрет Никита Михалков попросту игнорировал, в результате на четвертом курсе  был исключен из училища. Этому обстоятельству Никита сильно не огорчился, а тут же поступил на 2-й курс ВГИКа в мастерскую знаменитого мастера Михаила Ромма, у которого в свое время учился старший брат Никиты. Одновременно он успел «подпольно» поставить дипломный спектакль «12 разгневанных мужчин» с Николаем Бурляевым в главной роли.

Учась во ВГИКе, Михалков снял несколько комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию, написанному вместе с Евгением Стебловым. Параллельно он продолжал сниматься в кино: «Красная палатка», «Дворянское гнездо», «Станционный смотритель» и др. Благодаря работе у известных режиссеров Михалков приобретал бесценный опыт, углубляя свое актерское мастерство.

В 1971 году Никита Михалков окончил ВГИК. Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий к которому написал Рустам Ибрагимбеков. На VIII фестивале студенческих фильмов картина Михалкова была удостоена Приза журнала «Советский экран». Эта награда стала первой в последующей бесконечной череде призов и премий.

В 1972 году киностудия «Мосфильм» включила съемки его картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» в тематический план. Съемки должны были уже начаться, но в этот момент произошли непредвиденные события. «На верху» на одном из заседаний поднялся вопрос о том, что дети многих деятелей культуры избегают службы в армии, прикрываясь различными справками. Вскоре повестка пришла и Никите Михалкову. Он был призван служить на Камчатку, в атомный подводный флот. Ему тогда было 27 лет.

Еще до армии он познакомился с манекенщицей Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой. Их первое свидание было совершенно необычным. Никита пригласил девушку в ресторан, и она пришла туда ярко накрашенной. Увидев это, юноша взял ее за руку, отвел в туалет и заставил умыться. Взаимная симпатия вскоре переросла в настоящую глубокую любовь. Вскоре после его возвращения из армии они сыграли свадьбу. Сыграли скромно, прямо во время съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В этом браке у Никиты Сергеевича родились две дочери Анна (1974 г.р.) и Надя (1987 г.р.) и сын Артем (1975 г.р.).

К съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»  Михалков приступил сразу после возвращения из армии. К концу 1974 года фильм был закончен и вышел в широкий прокат. Поначалу картина вызвала очень неоднозначную реакцию у критики. Причем ругали ее гораздо больше, чем хвалили. Да и среди зрителей фильм сначала не имел большого успеха, заняв в прокате 1975 года скромное 22-место. Но время все расставило по своим местам. Картина вошла в Золотой фонд отечественного кинематографа, став одним из лучших фильмов, снятых в жанре истерна (советского вестерна). Многие из тех фильмов, что обогнали в 1975 году «Свой среди чужих, чужой среди своих» канули в вечность, а картину Никиты Михалкова и по сей день смотрят с огромным удовольствием. 

Широко известный сегодня фильм «Раба любви», рассказывающей о судьбе звезды немого кино, начинал снимать другой режиссер - Р. Хамдамов. Однако, в процессе работы возникли непреодолимые проблемы и съемки «заморозили». А поскольку картина снималась на «Мосфильме» в экспериментальном хозрасчетном объединении Г. Чухрая и на нее были уже затрачены деньги, то выпускать ее нужно было в любом случае. Тогда руководство «Мосфильма» и решило перепоручить его молодому, но уже хорошо зарекомендовавшему себя, Никите Михалкову. Михалков согласился, но попросил переписать сценарий. В результате переделки картина ожила, приобретя необходимую остроту, юмор, чувство стиля. Картина была высоко оценена на различных всесоюзных и международных кинофестивалях. Никита Михалков, как режиссер, был отмечен Призом-пластиной «Золотой Тур» на МКФ в Тегеране (1976) и Дипломом за лучшую режиссуру на Кинофестивале молодых кинематографистов к/ст «Мосфильм» (1976).

К очередной своей работе, мелодраме «Неоконченная пьеса для механического пианино», Никита Михалков подошел уже сложившимся режиссером, обладающим собственным неповторимым стилем. Немаловажным фактором являлось и то, что у него образовался коллектив единомышленников, которым он доверял, и которые прекрасно понимали и воплощали на экране его идеи. Сам Михалков также снялся в своей картине, исполнив роль Трилецкого. «Неоконченная пьеса для механического пианино» - самая зрелая, глубокая, мастерская и психологически тонкая работа Михалкова этого периода. Картина завоевала множество фестивальных призов: «Большая золотая раковина» на КФ в Сан-Себастьяне, 1977; «Золотая пластина» на МКФ в Чикаго, 1978; Гран-при Союза художников кино и ТВ на белградском МКФ лучших фильмов мира «ФЕСТ», 1978; Премия «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, 1978.

В 1978 году Никита Михалков снялся в роли нефтяника Алексея Устюжанина в картине своего брата «Сибириада» (готовясь к этой роли, он осваивал профессию своего героя на настоящей буровой), а в следующем году приступил к съемкам картины «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» по знаменитому роману Гончарова.Фильм высоко оценили, прежде всего, за рубежом: Премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру на МКФ в Оксфорде-80; Первый приз фильму Международная неделя авторских фильмов в Малаге-82 (Испания). Кроме того, Национальным советом кинокритиков США драма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» была признана лучшим иностранным фильмом 1981 года.

В 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками «Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму «Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина). Стоит отдать должное режиссеру, картина от столь коротких сроков ничуть не пострадала, получившись по-володински тонкой, доброй и полной любви к своим героям. Картина была отмечена многими международными призами, а Станислав Любшин, благодаря своей роли, был назван лучшим актером 1979 года по опросу журнала «Советский экран».

В 80-е годы Никита Михалков вступил в ранге опытного режиссера и актера, получившего всесоюзное и международное признание. В 1981 году он поставил семейную драму «Родня». Картина, в основе которой лежала простая житейская история, драматически отразила реалии брежневской эпохи застоя, критически показала растущую бездуховность советского общества и, в какой то мере, стала предвестником будущей перестройки.

Не менее ярко в первой половине 80-х Никита Михалков проявил себя и в качестве киноактера, создав одни из лучших своих образов: типичный американец сэр Генри Баскервиль из очередной серии «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» - «Собака Баскервилей»; самоуверенный, нагловатый проводник Андрей в мелодраме Эльдара Рязанова «Вокзал на двоих»; шикарный, обаятельный и коварный Сергей Сергеич Паратов в «Жестоком романсе»; уверенный в своей безнаказанности начальник станции ТО в фильме «Инспектор ГАИ».

За выдающиеся заслуги в кинематографе в 1984-м Никите Михалкову было присвоено звание народного артиста РСФСР.

В 1986 году состоялся печально известный V съезд кинематографистов, на котором резкой критике был подвергнут выдающийся советский кинорежиссер Сергей Бондарчук. В то смутное время было модно поливать грязью вчерашних кумиров. Одним из немногих, выступивших в защиту Бондарчука, оказался Никита Михалков. В любой жизненной ситуации он старался оставаться принципиальным, а за принципиальность полагается расплачиваться…

В своей новой работе, драме «Очи черные», Никита Михалков вновь обратился к творчеству А.П. Чехова. На главную роль итальянца Романа, приехавшего в Россию в надежде разыскать любимую женщину, он пригласил выдающегося итальянского актера Марчелло Мастрояни. Именно под него Михалковым в соавторстве с Адабашьяном и был написан сценарий. Яркая, костюмная картина понравилась зарубежному зрителю. На различных международных кинофестивалях она собрала целый букет призов и премий, а вот в Советском Союзе новое творение Михалкова критики приняли в штыки. Так ему аукнулось его выступление на съезде. Такая судьба будет ожидать и последующие картины Никиты Сергеевича –международный успех и разгромные статьи российских критиков.

Еще в конце 80-х Никитой Михалковым было создано продюсерское объединение «Три Тэ», которое расшифровывается, как «Творчество, Товарищество, Труд». Первым фильмом, снятым при участии этого объединения стала притча «Урга. Территория любви», повествующая о жизни монгольской семьи, живущей в степи. Как и все предыдущие работы, новая картина Михалкова вновь имела шумный успех на международных кинофестивалях, собрала богатый урожай призов и даже была номинирована на «Оскар». Стоит отметить, что сценарий фильма был написан Никитой Михалковым в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым. Вместе с ним Михалков поставил и следующие свои картины: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник».

В картине «Утомленные солнцем» Никита Михалков воссоздал страшную эпоху 30-х – пик сталинских репрессий. Главную роль – комдива Котова – Михалков сыграл сам, дочь комдива сыграла юная Надя Михалкова, а остальные роли режиссер доверил замечательным актерам: Вячеславу Тихонову, Олегу Меньшикову, Светлане Крючковой, Ингеборге Дапкунайте и Владимиру Ильину. Столь замечательная работа не могла остаться незамеченной. Фильм получил множество международных наград, среди которых «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А вот на 47-м Каннском фестивале Никите Михалкову не повезло. Драма «Утомленные солнцем» считалась одним из фаворитов на главный приз фестиваля - «Золотую пальмовую ветвь». Но жюри решило по-своему, отдав предпочтение фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», Михалкову же осталось довольствоваться премией Экуменического жюри кинофестиваля. Этот факт Михалков назвал «поражением российского кинематографа».

Человек с активной жизненной позицией, как правило, не довольствуется рамками одной профессии. Так произошло и с Никитой Сергеевичем. В 1992 году Михалков стал членом Президиума Российского международного фонда культуры, а спустя год возглавил правление Российского фонда культуры, сменив на этом посту академика Дмитрия Лихачева.

С 1995 года Михалков активно включается в политическую жизнь страны, войдя в блок «Наш дом – Россия». Кроме того, Никита Сергеевич - Член президиума Всемирного русского собора (1995 год), член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, сопредседатель Совета Российского Земского Движения.

В 1998 году Никита Сергеевич был избран председателем правления Союза кинематографистов РФ. Эту должность он занимает и по сей день.

Очередная работа Никиты Михалкова историческая мелодрама «Сибирский цирюльник» увидела свет в 1998 году. В своей новой картине Никита Михалков в очередной раз продемонстрировал высокий профессиональный уровень. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском кинофестивале, а в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров.

Тем не менее, европейский прокат «Сибирского цирюльника» прошел очень скромно, даже не окупив огромных затрат. Просто Никита Михалков остался верен себе, и в его картине вновь обезличивающая цивилизация Запада противопоставлялась высокой русской духовности. Нежелание пойти на политкорректность привело к тому, что на заокеанский рынок путь фильму был попросту перекрыт. А вот в России «Сибирского цирюльника» встретили достаточно тепло. В 1999 году Никита Михалков был удостоен за его создание Государственной премии.

В 2003 году Никита Михалков активно занимается документальной публицистикой. Совместно с телеканалом «Россия» он выпустил цикл программ о белогвардейцах под названием «Никита Михалков. Русский выбор». В этом же году вышли две документальные картины «Отец» и «Мама», приуроченные к 90-летию С. Михалкова и 100-летию Н. Кончаловской.

В 2005 году на экраны страны вышел широко разрекламированный фильм «Статский советник», в котором Никита Михалков исполнил роль князя Пожарского. Исполнил со свойственным ему шармом и обаянием.

В 2007 году Никита Михалков закончил съемки фильма «12» - ремейка картины Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». В сентябре того же года она была представлена на Венецианском кинофестивале, где произвела настоящий фурор. Никита Михалков второй раз был удостоен специального приза фестиваля «Золотого льва».

В настоящее время Никита Сергеевич снимает масштабный фильм о Великой Отечественной войне «Утомленные солнцем-2».

У Никиты Сергеевича Михалкова четверо детей.

Старший сын Степан избрал карьеру режиссера. 1 марта 2008 года он женился во второй раз – на Елизавете Ильиной. Венчание состоялось 05.09.2008г. на Николиной горе (25 человек), а само празднование – в музее-усадьбе «Архангельское (150 человек). До этого он прожил 12 лет с бывшей манекенщицей Аллой Сиваковой, которая оставила модельный бизнес ради мужа и родила ему троих детей: Александру (1992 г.р.), Василия (1999 г.р.), Петра (2002 г.р.). В 2006 году они тихо и без комментариев развелись.

Анна окончила ВГИК, стала актрисой. На ее счету более 20-ти киноролей, в том числе роль Дуняши в картине Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», а также роли в фильмах «Ревизор» Сергея Газарова и «Небо в алмазах» Василия Пичула. Анна замужем, у неё двое детей - Андрей (2000 г.р.) и Сергей (2001 г.р.).

Артем окончил режиссерский факультет ВГИКа и снялся в нескольких фильмах, в том числе в роли Стаса в картине «9 рота». Дочь - Наталья (27.08.2002г.).

Младшая дочь, Надя, сыграла одну из главных ролей в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Уже повзрослевшая она играет и в продолжении фильма. В апреле 2010 года она вышла замуж за кинорежиссера Резо Гигинеишвили, в мае 2011 года родила дочку Нину, а в 2013 году - сына Ивана.

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1976).

Народный артист РСФСР (1984).

Лауреат Приза журнала "Советский экран" на VIII фестивале студенческих фильмов. Всесоюзного государственного института кинематографии (1970, за дипломную работу - фильм «Спокойный день в конце войны»).

Лауреат премии жюри МКФ в Дели (1975, за фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»).

Лауреат Приза-пластины "Золотой Тур" за лучшую режиссуру на МКФ в Тегеране (1976, за фильм «Раба любви).

Лауреат Диплома за лучшую режиссуру на КФ молодых кинематографистов (1976, за фильм «Раба любви).

Лауреат Премии "Давид ди Донателло" за лучший иностранный фильм в итальянском прокате (1978, за фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино»).

Лауреат премии имени Ленинского комсомола (1978).

Лауреат премии "Золотой щит Оксфорда" за лучшую режиссуру на МКФ в Оксфорде (1980, за фильм «Несколько дней из жизни Обломова).

Лауреат Приза ФИПРЕССИ МКФ в Москве (1983, за фильм «Без свидетелей»).

Лауреат Диплома за режиссуру на ВКФ в Киеве (1984, за фильм «Без свидетелей»).

Лучший актёр 1984 года по опросу читателей журнала "Советский экран" (за фильм «Жестокий романс»).

Лауреат Гран-при "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля (1991, за фильм «Урга»). Лауреат премии "Кинотавр" в номинации "Главная премия" по итогам рейтинга за 1992 год.

Лауреат премии "Феликс" в номинации "Лучший фильм" (1993).

Лауреат Премии "Ника" Киноакадемии в номинации "За лучшую режиссуру" (1993, за фильм «Урга»).

Лауреат Государственной премии РФ (1993, за фильм «Урга»).

Лауреат специального приза международного фестиваля киноактеров "Балтийская жемчужина" (1993).

Лауреат Приза "Серебряный голубь" МКФ документальных фильмов в Лейпциге (1994, за фильм «Анна от 6 до 18).

Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов "Золотой витязь" (1994, за фильм «Анна от 6 до 18).

Лауреат премии Экуменического жюри 47-го Каннского кинофестиваля (1994, за фильм «Утомлённые солнцем»).

Лауреат Приза "Золотой Овен" с формулировкой "Человек кинематографического года" кинокомпании "Кинотавр" (1994).

Лауреат Премии "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (1995, за фильм «Утомлённые солнцем»).

Лауреат Государственной премии России (1995, за фильм «Утомлённые солнцем»).

Лауреат Премия "Вехи" (1995, за фильм «Утомлённые солнцем»).

Лауреат Приза "Золотой витязь" IY Международном кинофестивале славянских и православных народов (1995, за фильм «Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи»).

Лауреат специального приза за вклад в киноискусство и развитие культуры: «Золотой Голем» (1995, Прага).

Лауреат Гран-при Америки на МКФ в Монреале (1996).

Лауреат специального приза "За вклад в кино" на МКФ "Балтийская жемчужина" (1996, Юрмала).

Лауреат специального приза "За вклад в развитие культуры" на Международном экономическом форуме в Давосе (1996, Швейцария).

Обладатель Медали им. Ханжонкова в номинации "Кинособытие года" за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999).

Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов "Золотой витязь" (1999, за фильм «Сибирский цирюльник»).

Лауреат Государственной премии России  в области литературы и искусства (2000, за фильм «Сибирский цирюльник»).

Лауреат Премии "Золотой орёл" в номинации "Лучшая мужская роль" (2005, за роль в фильме «Статский советник»).

Лауреат приза за лучшую мужскую роль на КФ "Кинотавр" (2005).

Лауреат специального приза за личный вклад в развитие кинематографа XVI ОРК "Кинотавр" (2005).

Лауреат премии им. Сергея Параджанова на Ереванском кинофестивале "Золотой абрикос" "За вклад в мировой кинематограф" (2005).

Лауреат Гран-при "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля (2007, за фильм «12»). Лауреат премии "Золотой орёл" за лучшую режиссуру (2007, за х/ф «12»).

Лауреат премии "Золотой орёл" за лучшую мужскую роль (2007, за роль в х/ф «12»). (совместно с Сергеем Маковецким, Сергеем Гармашом, Михаилом Ефремовым, Юрием Стояновым, Алексеем Петренко, Валентином Гафтом, Сергеем Газаровым, Александром Адабашьяном, Алексеем Горбуновым, Сергеем Арцибашевым, Виктором Вержбицким). Лауреат приза Акиры Курасавы в размере 50 тысяч долларов в рамках 21-го международного кинофестиваля в Токио (25.11.2008).

Офицер ордена Почётного легиона (1992).

Командор ордена Почётного легиона (золотая звезда с изумрудами и лентой на шее) "За вклад в мировую культуру"(1994).

Кавалер французского Ордена изящных искусств и литературы (1994).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за заслуги перед государством, большой личный вклад в развитие киноискусства и культуры (17 октября 1995).

Орден Сергия Радонежского I степени Русской Православной Церкви (1995).

Почётный знак Московского государственного университета (1995).

Почётная степень доктора наук Международной академии наук и искусств.

Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2004).

Лауреат премии Витторио де Сика (2004).

Гран-при национальной премии "Россиянин года" (Российская Академия бизнеса и предпринимательства (2005).

Назван "Человеком года в кинобизнесе" по итогам IV Национальной премии в области кинобизнеса (Киноэкспо-2005).

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность (21 октября 2005).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (21 октября 2010).

Лауреат приза "За духовность в культуре" кинофестиваля "Виват кино России! " (2010, За фильм «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»).

Лауреат приза "Зрительских симпатий" кинофестиваля "Балтийские дебюты" (2010, за фильм «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»).

Почётный член Российской академии художеств.

Золотая медаль «За заслуги» Республики Сербия (2013 год, за особые заслуги в общественной и культурной деятельности).

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (29 июня 2015) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, кинематографического и театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Орден «Дружба» (Азербайджан, 20 октября 2015 года) - за особые заслуги в развитии культурных связей между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией.

Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2015, Русская Православная Церковь).

Почётный приз "Золотой орёл" "За вклад в мировой кинематограф" (2015).

Орден Святого Стефана (Черногория, 13 мая 2016 года) - за многолетнее сотрудничество в сфере культуры и неоценимый вклад в поддержку православного духа.

 

Общественные должности:

Член Президиума Всемирного Русского собора (1995 год).

Член Комиссии России по делам ЮНЕСКО.

Сопредседатель Совета Российского Земского Движения.

Председатель жюри 46-го Берлинского кинофестиваля (1996).

Президент Российского фонда культуры (с 1993 года по н/в).

Член президиума совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Член совета по кинематографии при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Член совета директоров ОАО "Первый канал".

Председатель правления ООО "Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова".

Член совета директоров компании "Синемапарк".

Президент Московского международного кинофестиваля.

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Член комиссии Национальной академии искусств и наук России по выдвижению российских фильмов на "Оскар".

Представитель России в Европейской киноакадемии.

Участник российско-итальянского Форума-диалога по линии гражданских обществ.

Член совета по информационной политике Союза России и Белоруссии.

Член конкурсной комиссии по созданию гимна Союза России и Белоруссии.

Член президиума Всемирного русского собора.

Сопредседатель совета Российского земского движения.

Член экспертного совета премии "Человек года".

Почётный профессор ВГИКа.

Председатель попечительского совета конкурса студенческих и дебютных фильмов "Святая Анна".

Почётный председатель жюри Литературной премии имени Горького.

Член попечительского совета Благотворительного фонда поддержки творческого наследия Микаэла Таривердиева.

Председатель творческо-экспертной комиссии по присуждению премий Центрального федерального округа в области литературы и искусства.

Член общественного совета Приволжского федерального округа по развитию институтов гражданского общества.

Член попечительского совета по возрождению мужского монастыря Коренная пустынь (Курская область).

Член попечительского совета Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана.

Член попечительского совета Отечественного футбольного фонда.

Сопредседатель попечительского совета по сохранению наследия Соловецких островов.

Олимпийский посол заявочного комитета "Сочи-2014".

Председатель Общественного Совета при Министерстве обороны.

Президент Совета Российского союза правообладателей.

Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски "Вольное дело".

Член Попечительского совета Благотворительного фонда Святителя Василия Великого.

Доверенное лицо президента Путина В.В.

 

Фильмография:

Солнце светит всем (1959) эпизод

Тучи над Борском (1960) роль: "отец Никон" в антирелигиозной сценке школьников

Приключения Кроша (1962) роль: Вадим

Я шагаю по Москве (1963) главная роль: Николай, молодой рабочий-метростроевец

Фитиль (короткометражный) (1964) роль: пассажир метро, фильм «Не по инструкции» (29-й)

Перекличка (1965) главная роль: Сергей Бородин

Год как жизнь (1965) роль: Жюль

Война и мир (1965-1967) эпизод

Не самый удачный день (1966) главная роль: Никита

Шуточка (короткометражный) (1966) роль: молодой человек

Звёзды и солдаты | Red and the white, The | Csillagosok, katonák (Венгрия, СССР) (1967) роль: Глазунов, прапорщик

Дворянское гнездо (1969) роль: князь Нелидов

Красная палатка | Red Tent, The | Tenda rossa, La (СССР, Италия) (1969) главная роль: Борис Чухновский, лётчик

Песнь о Маншук (1969) роль: Ежов

Спорт, спорт, спорт (1970) роль: Кирибеевич

Держись за облака | Kapaszkodj a fellegekbe! (Венгрия, СССР) (1971) эпизод в штабе

Станционный смотритель (1972) роль: Минский, ротмистр

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974) роль: Александр Брылов, атаман, бывший есаул

Раба любви (1975) роль: Иван

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977) роль: Николай Иванович Трилецкий, врач, брат Саши

Сибириада (1978) главная роль: Алексей Устюжанин в 60-е годы, 3-й и 4-й фильмы

Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) роль: господин в Петербурге

Андрей Петров: "Нужна хорошая мелодия" (документальный) (1980)

Портрет жены художника (1981) роль: Борис Петрович, руководитель лаборатории, замдиректор пансионата

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1981) роль: сэр Генри Баскервиль, фильм «Собака Баскервилей» (3-й)

Родня (1981) роль: официант Павел

Вокзал для двоих (1982) роль: Андрей, проводник

Идеалистка (1982) главная роль: Сергей Николаевич Баклажанов, читатель библиотеки, учёный, новелла «Идеалистка»

Инспектор ГАИ (1982) главная роль: Валентин Павлович Трунов, директор станции автосервиса

Полёты во сне и наяву (1982) роль: режиссёр

250 граммов (СССР, Финляндия) (1983) 

Жестокий романс (1984) главная роль: Сергей Сергеевич Паратов

Под северным сиянием (СССР, Япония) (1990) роль: Регинев

Униженные и оскорблённые (1990) главная роль: князь Валковский

Урга - территория любви (1991) роль: велосипедист

Прекрасная незнакомка | Beautiful Stranger, A | Piekna nieznajoma (Россия, Польша) (1992) роль: полковник

Анна от 6 до 18 (документальный) (1993)

Утомлённые солнцем (1994) главная роль: Сергей Петрович Котов, комдив

Время любить и время ненавидеть (документальный) (1994)

Ревизор (1996) главная роль: Городничий

Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Юрий Богатырёв» (16-й)

Шизофрения (1997)

Монолог: Никита Михалков (документальный) (1997)

Сибирский Цирюльникъ (1998) роль: император Александр III

Сны Сталкера (документальный) (1998)

Вера, надежда, кровь (не был завершён) (2000)

Как мы это поднимали (документальный) (2000)

Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)

Чтобы помнили... (документальный) (2001) фильм «Всеволод Ларионов» (75-й)

Русский выбор (документальный) (2003) роль: ведущий

Нонна Мордюкова. Я вспоминаю... (документальный) (2003)

Жмурки (2005) главная роль: Сергей Михайлович, Михалыч

Персона нон грата | Persona non grata (Польша, Россия, Италия) (2005) главная роль: Олег

Статский советник (2005) главная роль: князь Пожарский Глеб Георгиевич, вице-директор Департамента полиции, генерал

Паломничество в Вечный город (документальный) (2005)

Александр Кайдановский. Трагедия сталкера (документальный) (2005)

Герой советского народа. Павел Кадочников (документальны (2005)

Мне не больно (2006) главная роль: Сергей Сергеевич

Тупой жирный заяц (2006) роль: Никита Сергеевич Михалков

Нонна Мордюкова. Неукротимая (документальный) (2006)

Павел Тимофеевич Лебешев. Неоконченная пьеса... (документальный) (2006)

Глеб Панфилов. Своя тема (документальный) (2006)

12 (2007) главная роль: 2-й присяжный, Николай, российский офицер

Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв (документальный) (2007)

Острова (документальный) (2007) фильм «Юрий Богатырёв»

Канны, 60 лет истории | Cannes, 60 ans d'histoires (документальный) (Франция) архивные кадры

Большая нефть (документальный) (2008)

Воздух вдохновения (документальный) (2008)

Мэрилин Монро, Энтони Куинн и другие: фабрика звёзд Михаила Чехова (документальный) (2008)

Человек в кадре (документальный) (2008) фильм «Нонна Мордюкова»

Простите, голуби... История двух одиночеств (документальный) (2008)

Неизвестная версия (документальный) (Украина) (2009) фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Дмитрий Дюжев. На светлой стороне жизни (документальный) (2009)

Анастасия Вертинская. Бегущая по волнам (документальный) (2009)

Алтайский самородок. Панкратов-Чёрный (документальный) (2009)

Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера" (документальный) (2009)

Утомлённые солнцем 2. Предстояние (2010) главная роль: Сергей Петрович Котов

Спето в СССР (документальный) (2010) фильм «Я шагаю по Москве»

Гафт, который гуляет сам по себе (документальный) (2010)

И вечностью наполнен миг... (документальный) (2010)

Константин Райкин. Театр строгого режима (документальный) (2010)

Фильм про фильм (документальный) (2010) фильм «Я шагаю по Москве. Вечное обаяние молодости»

Никита Михалков. Сами с усами (документальный) (2010)

Никита Михалков. Территория любви (документальный) (2010)

Нонна Мордюкова. Такой её никто не знал (документальный) (2010)

Олег Меньшиков. В тени своей славы (документальный) (2010)

Смысл жизни - сама жизнь (документальный) (2010)

Живёт такой барин (документальный) (2010)

Тайны советского кино (документальный) (2010) фильм «Жестокий романс»

Утомлённые солнцем 2. Цитадель (2011) главная роль: Сергей Петрович Котов

Киновойны по-советски (документальный) (2011)

Владимир Гостюхин. Территория моей любви (документальный) (2011)

Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный) (2011)

Сергей Никоненко. Поздно, люблю другую (документальный) (2011)

Сергей Никоненко. О, счастливчик! (документальный) (2011)

Любовь Соколова. Своя тема (документальный) (2011)

Раба любви Елена Соловей (документальный) (2011) режиссёр

После школы (2012) роль: Никита Сергеевич Михалков

Людмила Гурченко. Как я стала богиней (документальный) (2012)

Здравствуйте, я ваш Калягин! (документальный) (2012) режиссёр

В своём фантастическом мире (документальный) (2012)

Тайны советского кино (документальный) (2012) фильмы «Вокзал для двоих», «Родня»

Столыпин, выстрел в Россию, XX век (документальный) (2012) ведущий

Виктор Черномырдин. В харизме надо родиться (2013)

Сергей Гармаш. Мужчина с прошлым (документальный) (2013)

Неизвестные Михалковы (документальный) (2013)

Леонид Куравлёв. На мне узоров нету (документальный) (2013)

Симфония экрана (документальный) (2014)

Олег Янковский. Последняя охота (документальный) (2014)

Любовь Соколова. Без грима (документальный) (2014)

Донатас Банионис. Я остался совсем один (документальный) (2014)

Тайны советского кино (документальный) (2014) фильм «Утомлённые солнцем»

Тайны советского кино (документальный) (2015) фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Василий Ливанов. Я умею держать удар (документальный) (2015)

Василий Ливанов. Кавалер и джентльмен (документальный) (2015)

Андрей - Голос вина | Andre: The Voice of Wine | André (документальный) (Германия, Италия, Россия, США, Украина, Франция) (2017)

 

Режиссер:

Девочка и вещи (короткометражный) (1967)

А я уезжаю домой (короткометражный) (1968) курсовая работа

Спокойный день в конце войны (короткометражный) (1970)

И эти губы, и глаза зелёные.... (короткометражный) (1970)

Фитиль (короткометражный) (1974) фильмы «Наглядный урок» (148-й), «Начнём новую жизнь» (150-й)

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974) - Премия жюри МКФ в Дели (1975)

Раба любви (1975) Приз "Пластина Золотого Тура" за режиссуру на МКФ в Тегеране (1976), Лучший фильм на КФ молодых кинематографистов к/ст "Мосфильм" (1976), Спец. приз жюри МКФ "Молодое кино" в Йере (Франция)

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977) - "Большая золотая раковина" на МКФ в Сан-Себастьяне (1977), "Золотой Хьюго" на МКФ в Чикаго (1978), Гран-при союза художников кино и ТВ на "Фесте" в Белграде (1978), Премия "Давид ди Донателло"(Флоренция, 1978)

Пять вечеров (1978)  - Лучший иностранный фильм на экранах Польши и Болгарии (1979)

Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) - Приз "Золотой щит Оксфорда" режиссеру, оператору (П. Лебешеву) на МКФ в Оксфорде (1980), Первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Бенальмадене (1982), признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года

Родня (1981)

Без свидетелей (1983) - Приз ФИПРЕССИ МКФ в Москве (1983) - Приз и диплом за режиссуру ВКФ в Киеве (1984), Приз Испанской федерации киноклубов на МКФ в Вальядолиде (1984)

Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия, США, СССР) (1986) - Выдвигался на премию "Оскар" в номинации "лучший фильм на иностранном языке"

Автостоп (1990) - Гран-при, приз режиссёру и актёрам МКФ индустриальных фильмов в Вашингтоне (1990 г.), Гран-при МКФ индустриальной рекламы в Милане (1990)                      

Урга - территория любви (1991) Приз "Золотой лев" МКФ в Венеции (1991), выдвигался на премию "Оскар" в номинации "лучший фильм на иностранном языке", Гран-при ОРК "Кинотавр"(1992), Приз "Ника" за лучшую режиссуру (1992), Приз Европейской киноакадемии "Феликс" за лучшую режиссуру (1993), Гран при МКФ в Кельне, Государственная премия РФ (1993)

Вспоминая Чехова (не был завершён) (1993)

Анна. От 6 до 18 (документальный) (1993) - приз «Серебряный голубь» на МКФ в Лейпциге (1993), приз «Золотой витязь» на МКФ в Тирасполе (1994), диплом МКФ в Берлине (1994)

Утомлённые солнцем (1994) - Гран-при МКФ в Канне (1994), Приз Американской киноакадемии "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (1994), Приз Прессы за лучший фильм 1994 года, Государственная премия РФ (1994)

Сибирский Цирюльникъ (1998) - Государственная премия РФ (1999), Гран-при Международного кинофорума славянских и православных народов "Золотой витязь" (1999)

Мама (документальный) (2003)

Отец (документальный) (2003)

Русский выбор (документальный) (2003)

Генерал Кожугетыч (документальный) (2005)

12 (2007)

55 (документальный) (2007)

Утомлённые солнцем  2. Предстояние (2010)

Утомлённые солнцем  2. Цитадель (2011)

Солнечный удар (2014)

 

Сценарист:

А я уезжаю домой (короткометражный) (1968)

Риск (1970)

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Ненависть (1977)

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)

Транссибирский экспресс (1977)

Пять вечеров (1978)

Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)

Без свидетелей (1983)

Мой любимый клоун (1986)

Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия, США, СССР) (1987)

Одинокий охотник (1989)

Автостоп (1990)

Урга - территория любви (1991)

Анна. От 6 до 18 (документальный) (1993)

Утомлённые солнцем (1994)

Сибирский Цирюльникъ (1998)

Отец (документальный) (2003)

Мама (документальный) (2003)

12 (2007)

Утомлённые солнцем  2. Предстояние (2010)

Утомлённые солнцем  2. Цитадель (2011)

Солнечный удар (2014)

 

Продюсер:

Утомлённые солнцем (1994)

Сибирский Цирюльникъ | Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský (1998)

Книга о церкви (документальный) (1999)

Нежный возраст (2000)

Отец (документальный) (2003)

Мама (документальный) (2003)

Персона нон грата | Persona non grata (Польша, Россия, Италия) (2005)

Статский советник (2005) генеральный продюсер

Генерал Кожугетыч (документальный) (2005)

12 (2007)

1612: Хроники Смутного времени (2007)

Утомлённые солнцем 2. Предстояние (2010)

Утомлённые солнцем  2. Цитадель (2011) генеральный продюсер

Дом на обочине (2011)

Легенда № 17 (2012)

Поддубный (2012)

Столыпин, выстрел в Россию, XX век (документальный) (2012)

Солнечный удар (2014) генеральный продюсер

Экипаж (2016)

Движение вверх (2017)

Тренер (2017)

 

Озвучивание:

Я шагаю по Москве (1963) вокал: песня "А я иду, шагаю по Москве..."

Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия, США, СССР) (1986)

Тихий Дон | Quiet Flows the Don (Великобритания, Италия, Россия) (1992, 2006) читает текст от автора

Земное и небесное (документальный) (2002) читает текст

Диалоги с Колчаком (документальный) (2003) читает текст

Круг лета Господня 16. Мир (анимационный) (2014) читает стихотворение М. Волошина «Заклинание»

 



Обновлён : 16-07-2017 19:40

Комментарии автора Комментарии пользователей Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи Читать дальше
    581 582 583 584 585 586 587 588 589 590    


Результаты 1762 - 1764 из 2296